Первый советский автопробег

  Юркие «Москвичи«, известные всему миру «Победы«, стройные, быстрые «Волги«, комфортабельные «ЗИЛы» и вместительные автобусыгрузовые автомобили самых различных марок — мощный парк советских машин.

  Что только не подсчитали статистики! Вот, например, в одном из справочников можно прочитать, что на площадях Москвы: Маяковского, Восстания, Зубовской и некоторых других — с 8 до 18 часов проходит каждую минуту больше 100 машин.

  Когда же на улицах города появился первый советский автомобиль и кто был его создателем?

  Попытки организовать собственное автомобилестроение предпринимались еще в царской России, особенно в годы первой мировой войны, когда фронт требовал механических средств передвижения. В 1916 году началось строительство нескольких автомобильных заводов, однако вплоть до Октябрьской революции они не смогли приступить к производству автомобилей. С 1918 года все советское автостроение решено было сосредоточить на заводе бывшем Лебедева в Ярославле (ныне Ярославский автомобильный завод), московском заводе «АМО» (заводе имени Лихачева). Наиболее приспособленным к самостоятельному производству автомобилей был завод «АМО». Но начавшаяся гражданская война и сопутствующая ей экономическая разруха помешали коллективу завода освоить это новое в стране производство.

  Только в 1924 году завод смог приступить к решению поставленной перед ним задачи. А задача была очень сложной. В стране почти полностью отсутствовало производство необходимых для автомобилестроения материалов. Заводу «АМО» пришлось организовать собственными силами производство почти всех деталей автомашин. К концу 1924 года самоотверженный труд рабочих и инженеров завода увенчался успехом. Были созданы десять полуторатонных грузовиков «АМО Ф-15».

Грузовой автомобиль "АМО Ф-15". 1924 год.

Грузовой автомобиль «АМО Ф-15». 1924 год.

  7 ноября 1924 года их впервые можно было увидеть на улицах Москвы, они двигались в колоннах рабочей демонстрации на Красную площадь.

  Вскоре после Октябрьских торжеств для всестороннего испытания автомобилей был организован пробег по маршруту Москва-Ленинград-Псков-Витебск-Смоленск-Москва.

  Пробег первых советских автомобилей превратился в триумфальное шествие советской техники. Всюду, где проходили машины, толпы людей приветствовали участников похода. В Ленинграде встреча московской автоколонны стала настоящим праздником.

  Автомобили вернулись в Москву. Когда автомобили приблизились к Серпуховской заставе, их встретил оркестр, исполнивший «Интернационал». На Красной площади машины финишировали.

  Результаты пробега оказались блестящими. Весь маршрут был пройден без единого недочета и повреждения. По заключению технической комиссии, первые советские автомобили показали редкую надежность, выносливость и экономичность, отличные динамические качества и хорошую приспособленность к условиям различных дорог. Таких результатов не имел ни один из испытывавшихся у нас в разное время грузовых автомобилей иностранных фирм.

  Так тридцать пять лет тому назад трудовой героизм рабочих завода «АМО» положил начало новой отрасли тяжелой промышленности в нашей стране – советскому автомобилестроению.

Материал журнала «Огонек» за 1960 год.

 АМО-Ф-15

About the Author:
Мы занимаемся советскими журналами (старые журналы времен СССР) более 10 лет и вот решили выйти в сеть, создать свой интернет-сайт. У нас собрано большое количество периодики (несколько тысяч) по различным годам и тематикам. Много фотографий, старой рекламы, интересных статей из изданий прошлых лет.

Related Posts

Sorry, the comment form is closed at this time.

Яндекс.Метрика